1. Катализатором возникшего напряжения в белорусско-российских отношениях послужило несогласование цены на российский газ в 2016 – 2017 гг. Справедливо ли требование белорусской стороны о снижении цены на газ, поставляемый из России?

- Начиная с 1995 года, когда было создано Сообщество Белоруссии и России переросшее в Союз Беларуси и России а затем в Союзное государство, учитывая особые союзнические отношения, Россия устанавливала льготные цены на поставляемый союзнику газ. Таким образом, оказывалась экономическая помощь Беларуси. Тем не менее, всегда цена закреплялась соответствующими двухсторонними договорами и протоколами.  К 1 января 2017 года цена не была согласован и белорусская сторона в одностороннем порядке установила «справедливую» по ее мнению цену, мотивируя изменением мировых цен на нефть, к которым привязана цена на газ. Соответственно не признала и долг, образовавшийся из-за разницы цены согласованной по договору 2015 года и новой «справедливой» несогласованной ценой.

 

2. Почему Россия не идет на уступки в возникшем споре?

- Здесь две причины – экономическая и политическая.

Экономическая. Россия в результате экономических санкций вынуждена сокращать расходы, урезать бюджет, чтобы выполнить социальные обязательства перед населением. Более того цена на газ для Белоруссии остается значительно ниже, чем для европейских  стран.

Политическая. Россия в трудной для себя внешнеполитической ситуации не ощутила поддержки со стороны главного союзника. Белоруссия не заявила о признании Крыма российской территорией. Еще ранее не признала независимость Абхазии и Южной Осетии, как это сделала Россия. Неоднозначную позицию занимает и в вопросе военного конфликта на Донбассе.

 

3. Почему Россия в одностороннем порядке установила пограничные зоны на границе с Белоруссией?

- Формально это было сделано в ответ на принятое Белоруссией решение отменить визовый режим для граждан 80 стран мира. В условиях возросшей угрозы терроризма, обострения миграционного кризиса на европейском континенте, и с учетом возможного проникновения на российскую территорию террористов через прозрачную белорусско-российскую границу  Директором ФСБ РФ было отдано соответствующее распоряжение.

 

4.  Означают ли эти действия, что Союзное государство может прекратить своё существование.

- Нет. Среди реальных достижений Союзного государства осуществление десятков совместных программ в области экономики, военно-технического сотрудничества, в социальной сфере, в области культуры и спорта. Граждане Союзного государства пользуются равными правами на пенсионное и медицинское обслуживание, на приобретение недвижимости и т.д.  Все эти права и льготы скреплены соответствующими договорами, имеющими международный юридический статус. Денонсация этих соглашений негативно скажется на положении граждан обеих стран-участниц Союзного государства. Огромный имиджевый урон понесли бы Россия и Белоруссия на международной арене в результате свертывания этого геополитического проекта.

 

5. Будут ли разрешены конфликтные вопросы в отношениях России и Белоруссии в ближайшее время?

- Экономическая зависимость Белоруссии от поставок углеводородного сырья из России и угроза потерять основной рынок сбыта для продукции белорусских товаропроизводителей с одной стороны, и заинтересованность России в стратегическом партнерстве с Белоруссией на западном направлении с другой - являются  гарантией разрешения в ближайшее время всех спорных вопросов.   

Ответил на вопросы Анатолий Усов

 

 
 
 
Законодатели Парламентского собрания избрали руководство и утвердили бюджет Союзного государства на 2017 год
 
 
07.02.2017 22:45

Вячеслав Володин возглавил Парламентское собрание Союза Белоруссии и России

 

Вячеслав Володин возглавил Парламентское собрание Союза Белоруссии и РоссииФОТО: ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

В следующем году Союзу Белоруссии и России исполняется 20 лет. За это время многое сделано, но остаётся ряд нерешённых проблем. Белорусы предлагают расширить доступ на российский рынок, снизить цены на газ, изменить информационную политику. 

Решать спорные вопросы предстоит новому составу Парламентского собрания Союзного государства. В сентябре и в России, и в Белоруссии прошли парламентские выборы. Поэтому состав Парламентского Собрания обновится более чем на 50 процентов. Госдума и Палата представителей Национального собрания Беларуси уже сформировали новые составы делегаций в Парламентское собрание.

Сессия началась с избрания председателя Парламентского собрания Союза Белоруссии и России. Им стал Председатель Госдумы Вячеслав Володин. По словам зампреда Парламентского собрания Юрия Воробьёва, спикер Госдумы избирается на этот пост по традиции, которой уже почти 20 лет. Вопрос избрания согласован с белорусской стороной. Кандидатура Володина поддержана единогласно.

«Спасибо за доверие, постараюсь его оправдать, — сказал Володин. — Буду делать всё для того, чтобы наши отношения в рамках Союза развивались, чтобы парламент Белоруссии и России как можно эффективнее решал задачи гармонизации и унификации законодательства».

Заместителем председателя избран председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Андрейченко. По словам Вячеслава Володина, Андрейченко — один из самых опытных депутатов Парламентского собрания, где работает с 2008 года. Он выразил уверенность, что значительное обновление состава Парламентского собрания положительно повлияет на плодотворность и эффективность дальнейшей совместной работы.

«В контексте современных экономических реалий, глобальных и региональных вызовов мы исходим из того, что стратегическое взаимодействие Беларуси и России в рамках Союзного государства и евразийских интеграционных процессах должно увеличиваться во всех сферах», — сказал он. А это значит, что возрастает значение парламентского измерения отношений наших стран.

Во многом благодаря инициативам Парламентского собрания за 20 лет заключены соглашения  между Россией и Белоруссией в правовой, экономической, гуманитарной сферах, в области безопасности. Вместе с тем, по словам Андрейченко, не всё так хорошо в отношениях между нашими странами.

ФОТО: ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

Белоруссия хочет улучшить имидж

Изначально, создавая Союзное государство, Россия и Белоруссия планировали наращивать взаимный товарооборот, устранять барьеры в двусторонней торговле, создавать равные условия для хозяйствующих субъектов, совместных производств, согласовывать промышленную и сельскохозяйственную политику.

«Но на самом деле принимаются решения, которые противоречат законодательной базе Союзного государства и Евразийского экономического союза», — продолжил Владимир Андрейченко.

С момента провозглашения ЕАЭС 1 января 2015 года не принято практически ни одного серьёзного экономического решения. Исключение составляет подписание пакета документов по формированию общего рынка лекарственных средств, который тоже ещё не заработал. Складывается ощущение, что экономический союз превращается в чисто политический проект, подчеркнул белорусский спикер. Периодически возникают споры о доступе на российский рынок ряда белорусских товаров — например, молочной продукции.

«В своё время в рамках Союзного государства было принято решение о равных ценах на газ для белорусских и российских предприятий, но оно так и осталось на бумаге, — сказал Владимир Андрейченко. — В результате дополнительная нагрузка на экономику Белоруссии за последние десять лет составила 15 миллиардов долларов». Ситуация на белорусско-российской границе «выходит за рамки договорной базы и здравого смысла» — стали возникать сложности с использованием единой миграционной карты для иностранцев.

Белорусы недовольны и информационной политикой России — у них складывается впечатление, что в российском общественном мнении пытаются переформатировать образ Белоруссии и белорусов. «Из лучших друзей и преданных союзников нас пытаются представить как неискренних, несамостоятельных и живущих за счёт России партнёров, которые в любой момент могут стать русофобами и повторить путь Украины», — сказал Андрейченко.

В следующем году исполняется 20 лет с момента подписания Договора о Союзе Белоруссии и России. Это историческое решение было принято не столько политиками, сколько двумя братскими народами, подчеркнул глава Палаты представителей Белоруссии. Он напомнил, что белорусы всегда выступали за союз с Россией.

Белоруссия — единственный союзник России, который создал с ней объединённую группу войск. Это единственная из стран мира, помимо нашей, признавшая русский язык государственным, и единственная из республик бывшего СССР, открыто поставившая интеграцию с Россией в центр своей социально-экономической политики. Владимир Андрейченко не сомневается, что новый состав Парламентского собрания способен решить накопившиеся проблемы.

ФОТО: ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВ

Бюджет Союзного государства составит почти 7 миллиардов рублей

На 51-й сессии утвердили состав восьми комиссий Парламентского собрания. В перерыве комиссии собрались, чтобы обсудить вопросы развития экономики, внешней и информационной политики, сотрудничества в сфере обороны и безопасности. На заседаниях комиссий, а затем на пленарном заседании обсудили исполнение бюджета Союзного государства за 2015 и 2016 годы. В 2015 году бюджет составил около 5 миллиардов, а в 2016 году — 6 миллиардов 600 миллионов 900 тысяч рублей.

Парламентарии отметили невысокий уровень исполнения бюджета по ряду направлений. Например, из средств, выделенных на фундаментальные исследования, потрачено всего 20 процентов, а из средств на промышленность — немногим более 70 процентов. Это связано с тем, что деньги обычно направляли не в начале года, а позже, потому что сам бюджет Союзного государства на 2016 год был принят только 26 февраля прошлого года. В 2017 год Союзное государство вступит уже после принятия бюджета — средства должны распределить раньше, так что все союзные программы начнут выполнять по графику.   

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота рассказал, что доходы бюджета на 2017 год составят в целом 6 миллиардов 712 миллионов 200 тысяч рублей, из них 1 миллиард 840 миллионов и 200 тысяч — остатки средств прошлого года. Россия перечисляет 65 процентов бюджетных денег, Белоруссия — 35 процентов.

На 2017 год утверждено 6 союзных программ и 26 союзных мероприятий, в течение года могут утвердить ещё несколько программ, в том числе по лечению детей, безопасности, приграничному сотрудничеству, гидрометеорологической безопасности и производству комбикормов. Особенное внимание в следующем году уделят формированию единого научно-технического пространства России и Белоруссии.

Рапота предложил депутатам инициировать премию Союзного государства в области науки и техники, по аналогии с премией в области культуры и искусства. В завершение сессии депутаты утвердили план союзных и международных мероприятий на 2017 год. В частности, планируют широко праздновать 20-летие заключение Договора о создании Союзного государства. В сентябре состоится Фестиваль молодёжи Союзного государства, а 33 заседания комиссий парламентского собрания пройдут в регионах.


2 апреля 1997 года в Москве президенты Белоруссии и России подписали Договор о Союзе между нашими странами. С тех пор 2 апреля отмечается как День единения народов Белоруссии и России. 23 мая 1997 года состоялось подписание Устава Союза Беларуси и России. В соответствии с Уставом, были образованы Высший совет и Исполнительный комитет Союзного государства. Было также сформировано Парламентское собрание. В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляется разработка и реализация первых союзных программ. Образованы Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по вопросам безопасности. В январе 1998 года был подписан Договор о совместной Телерадиовещательной организации Союза Белоруссии и России.

25 декабря 1998 года Президенты обеих стран подписали Декларацию о дальнейшем единении Беларуси и России, Договор о равных правах граждан, а также Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования. В 1999 году была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Парламентское Собрание состоит из равного числа представителей, делегируемых соответственно Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации — по 36 человек от каждой страны. В Парламентском Собрании действуют восемь комиссий: по законодательству и Регламенту, по экономической политике, по бюджету и финансам, по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, по вопросам внешней политики, по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварии, по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями.

Автор: Мария Соколова